КАК СПАСТИ ЗАВИСИМОГО? В КИЕВЕ ОБСУДИЛИ РОЛЬ ЦЕРКВИ В ПОМОЩИ НАРКОМАНАМ И АЛКОГОЛИКАМ

 

Как спасти зависимого? В Киеве обсудили роль Церкви в помощи наркоманам и алкоголикам

Конференция «Социальное служение Церкви в сфере преодоления алкоголизма» прошла сегодня в актовом зале Святой Успенской Киево-Печерской Лавры. Для участия в столицу прибыли священники из разных уголков Украины и из-за рубежа. Прошлый подобный форум состоялся в 2012 году.

Конференцию приурочили к летнему дню памяти священномученика Владимира, митрополита Киевского, — 27 июня Церковь празднует обретение его мощей.
Святой Владимир много потрудился в деле борьбы с недугом пьянства.
«Авторы 99% современных публикаций, касающихся священномученика Владимира (Богоявленского), отмечают разноплановость его трудов, но сознательно обходят это направление деятельности священномученика. Святой Владимир положил много трудов в организации приходских обществ трезвости и создании реабилитации не на основе борьбы с веществом, с алкоголизмом как таковым, а на утверждении трезвого образа жизни», — сказал протоиерей Виталий Бакула, глава Свято-Владимирского братства «Трезвение»*, организовавшего форум, и исследователь трудов священномученика.

 

В начале конференции председатель Синодального отдела УПЦ по делам молодежи архиепископ Обуховский Иона зачитал приветственное словоБлаженнейшего Митрополита Онуфрия.

 

«Продолжая труды святого Владимира, Церковь и поныне проявляет пастырскую заботу о зависимых людях. “Пастырь должен быть образцом такой трезвости, которая вполне и всецело заслуживала бы своего звания и при которой он мог бы не бояться возражений и недоверия со стороны пасомых. Это должно быть основным положением всей нашей Церкви”, — именно такие слова священномученика Владимира стали фундаментом для продолжения его трудов по реабилитационной и профилактической работе, инициативу которого взяло на себя Свято-Владимирское братство “Трезвение”», — написал Предстоятель УПЦ.

 

По его словам, в основе методики помощи страждущим должна лежать христианская любовь (смотр. 1 Кор. 13) «Медицинская помощь совместно с воцерковлением, регулярным приобщением святых Христовых Тайн дает зависимому человеку возможность обрести радость полноценной жизни», — написал Блаженнейший Онуфрий.

 

Одной из целей конференции было обсуждение и доработка Концепции по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма (рабочее название). В случае принятия Священным Синодом УПЦ она станет общецерковным документом на тему помощи зависимым людям, то есть основой для разработки различных методик по реабилитации и профилактике зависимостей.

 

Документ регламентирует возможные направления деятельности Церкви в этой сфере на общецерковном, епархиальном, благочинном и приходском уровнях.

 

Как один из особо эффективных методов борьбы с алкоголизмом в документе отмечена древняя практика т. н. обетов трезвости, когда зависимый человек, его родные и неравнодушные к его проблеме, влиятельные для него люди по благословению священника дают обет полного воздержания от алкоголя.

 


По словам отца Виталия (одного из разработчиков Концепции), в епархиях УПЦ наметилась готовность введения на приходах (по возможности) штатной единицы активиста по трезвому образу жизни.
«Также в планах работы — создание всеукраинской справочной телефонной службы. Её цель — дать информацию людям о том, где находится ближайший к ним православный реабилитационный центр или православное общество трезвости», — сказал руководитель братства «Трезвение».
Второй целью конференции (как и любого форума) был обмен опытом. Так, протоиерей Николай Могильный, с 1998 года окормляющий прихожан храма в колонии № 132 (раньше лечебно-трудовой профилакторий) в с. Коцюбинское (Киевщина) и около 10 лет посещавший центр реабилитации наркоманов в с. Косачовка, указал на важность для алко- и наркозависимых проповеди. «Почему люди начинают пить? Потому что их что-то не удовлетворяет в жизни… Основная миссия, которую должны нести священники, — это проповедь Христа. Когда у зависимого человека появляется настоящая, правильная мотивация (спасение души), у него происходит правильное приятие всех обстоятельств, в которых он находится… У тех, кто принимает в сердце веру и старается жить с Богом, больше шансов побороть этот недуг», — считает священник.

 

По его мнению, различные психические методики недейственны. Также применение врачами методик по замене одних веществ другими лишает наркомана страха перед смертью. «А многие ребята-наркоманы как раз благодаря этому страху и останавливаются», — отметил отец Николай.

 

Причина возникновения зависимости — в поиске «антиблагодати», считает протоиерей Григорий Григорьев — психиатр-нарколог, доктор медицинских наук, доктор богословия, профессор, директор Международного института резервных возможностей человека, настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в с. Юкки под Санкт-Петербургом (Выборгская епархия РПЦ). Как врач он помог более 130 тысячам людей с различными зависимостями.

 

По его словам, зависимый человек пытается восстановить видение утерянного Адамом и Евой рая. При этом, каждое зависимое поведение повторяет то, что случилось в Эдемском саду, когда змей сказал Жене: «Не надо учиться долго [человек должен был духовно расти и постепенно уподобляться Богу]. Достаточно съесть плод — и будете как боги». Выбирая наркотики или алкоголь, зависимый отказывается от преодоления трудностей для стяжания благодати.

 

Истинным путем восстановления видения райского сада является духовная жизнь. Потому причина массового распространения зависимостей — в оскудении традиции частого причащения, и самым главным в борьбе с недугом является Причастие.
«Распространение зависимостей в обществе имеет прямую корреляцию с уменьшением причастия. Насколько люди стали меньше причащаться, настолько они попали в зависимости. Любой человек ищет духовной жизни. Если он не способен получить благодать, он будет стремиться получить “антиблагодать”. “Съел” — и порядок (повторяя то, что сделал Адам)».

 

«Мы живем во время, когда людей отучили причащаться. Раньше же постоянное Причастие было основой противодействия зависимостям», — сказал священник.

 

Он указал на физическую, психическую и духовную составляющие зависимости и подчеркнул важность сотрудничества в помощи зависимым священников, врачей и учителей реабилитационных центров.
По общему убеждению участников форума, обязательным условием излечения человека от зависимости является полное воздержание. В этом помогает и личный пример духовенства. Когда страдающий от алкоголизма прихожанин видит, что священник не пьет даже по праздникам, то бросает пить.
При выборе методики реабилитации главным критерием является вопрос: «Заслоняет она Христа или нет?» Если да — например, если методика «загораживает» причастие, — эта методика неприемлема.
Также на форуме были затронуты вопросы частоты причащения зависимых и подготовки их к Таинству Евхаристии, и другие темы.

 

Все участники конференции получили методические пособия «Подготовка пастырей к социальному служению в сфере преодоления алкоголизма»; «Уроки трезвости. Руководство для воскресных школ».

 

Братство «Трезвение» планирует возродить выпуск газеты «Трезвая жизнь». Издание будет выходить раз в четыре года. Для распространения газеты на местах активисты просят каждую епархию найти возможность печати готовой верстки.

 

*Братство «Трезвение» было основано по благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира и действует при Синодальном отделе УПЦ по делам молодежи. Сегодня оно координирует работу приходских братств трезвости в восьми епархиях УПЦ. В их основе — помощь страдающим людям примером личного полного воздержания от алкоголя.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *