Иеромонах Кирилл Зинковский.
Вы учились в Политехе, в Оксфорде… Сейчас есть очень много людей, особенно среди молодого поколения, для которых наука – аргумент против веры, доходит до фраз типа «мы хотим видеть реальность такой какая она есть, то есть какой ее видит наука, а поповские байки пусть остаются бабушкам». Что бы вы ответили говорящему так человеку?
На вопрос о соотношении представлений о реальности в науке и религии и на противопоставление науки и религии, которое столь популярно сейчас, я бы ответил, что глубоко и системно мыслящие учёные, не просто узкие специалисты в какой то сфере научного знания, все они – чаще всего глубоко верующие люди. Примеров тому множество, в том числе среди преподавателей и учившихся в том же Политехе. Большинство серьезных ученых во все века были верующими людьми. Большинство ученых, ставших нобелевскими лауреатами в XX веке — это христиане (около 65 процентов). А атеистов среди них меньше раз в 10. Альберт Эйнштейн, например, даже утверждал глубокую взаимосвязь религии и науки. Он настаивал, что “все наиболее тонкие научные идеи берут свое начало из глубоко религиозного чувства и что без такого чувства эти идеи не были бы столь плодотворными”.
Надо помнить, что наука, в том виде как мы её сейчас знаем, получила сильнейший импульс к развитию в средние века именно в христианском мире и именно в рамках христианского мировоззрения. Большинство современных университетов развивались на базе различных монастырей, в частности и известнейший Оксфорд. Оксфордский монастырь, основанный святой Фрайдзвайд (св. Фридсвида, 7 век), постепенно развился во всемирно известный университет, где до сих пор экзамены сдают с чтением молитвы на латинском языке и получают дипломы в своеобразных полумантиях (имеющих для каждого колледжа свои особенности покроя), ясно напоминающих о их христианском монашеском происхождении.
Современная систематическая попытка противопоставить науку религии является заказным медийным проектом. Хотя любая серьёзная наука, строго говоря не может ответить на вопрос о бытии Бога, она не может доказать Его отсутствие, она может лишь свидетельствовать, что тот или иной исследователь не встретил Бога в своих изысканиях, но это и не удивительно, ведь наука изучает сотворенный мир, не имея приборов, чтобы “измерить” Творца. Лучшие представители науки, однако ясно видят, что мир и человек устроены настолько сложно, настолько продуманно, что за этим присутствует “разумный дизайн” (intelligent Design).
Поэтому важно уйти от поверхностных стереотипов и по-честному посвятить себя вопросу соотношения знания и веры. Подлинные Вера и Знание друг друга дополняют. А “поповские байки” зачастую существуют больше в воспаленном воображении обывателей, смешивающих в одну кучу фильмы о средневековой инквизиции, народные представления об аде и рае, какие-то высказывания ряда ученых-атеистов и т.д.
Как говорил наш православный ученый, академик Борис Викторович Раушенбах (1915 — 2001), “научного мировоззрения не бывает, это чушь и бред”. Наука изучает только различные элементы мира, не предлагая систематического воззрения на весь мир. Поэтому, если быть честным и уйти от расхожих медийных установок, то вполне обосновано можно утверждать: “наука и религия не противоречат друг другу, напротив дополняют”!
Нередко и наиболее скептически настроенные современные ученые вдруг начинают свидетельствовать, что чем больше наука узнает о нашей вселенной, тем более убедительной в качестве объяснения причины нашего существования становится положение о существовании Создателя. Оказывается, например, что для существования жизни на нашей планете (или на подобной ей) необходимо совпадение огромного числа факторов, которые принято считать случайными. Это называют “настройкой параметров”. Еще сложнее ситуация с возникновением вселенной. Астрофизики сегодня свидетельствуют, что если бы соотношения между параметрами четырех фундаментальных взаимодействий — гравитационного, электромагнитного, сильного и слабого ядерного изменились бы хотя бы на ничтожнейшую долю, то никакой вселенной просто не могло бы существовать. Это иногда сравнивают с вероятностью того, что когда при подбрасывании монетки 10 квинтиллионов (Квинтиллио́н — единица с 18 нулями) раз, вам бы каждый раз выпадал орел, а не решка. Бывает такое?
Еще пример. Весьма далекий от веры в Создателя британский астроном Сэр Фред Хойл пришел к концу жизни к утверждению, что “здравый смысл толкования научных фактов” предполагает, что с физикой “поиграл” Супер-интеллект. Числа получаемые в результате научных вычислений настолько “ошеломляют”, что это представилось ученому “практически несомненным!”.
Но настоящая вера все-таки лежит где-то намного глубже самого сложного рационального рассуждения. Тот орган человеческого существа, который предназначен для познания иного мира и Самого Небесного нашего Отца – это человеческие душа и сердце.