Добрый день, дорогие братья и сестры. Позади первая седмица Великого Поста, сегодня уже началась вторая.
Мы молились на каноне преподобного Андрея Критского, воодушевлялись его поэзией и внимали его слезам и словам, облеченным в самые возвышенные образы и смыслы. Мы по мере духовных способностей и усердия направляли свой внутренний взор в глубину собственной непостижимости, растворяясь во многочасовых службах первой седмицы, тихих, монотонных, приглушенных.
Отпраздновали Торжество Православия. И можно сказать, что насколько смогли, вошли в пространство символов, языка, действий Святой Четыредесятницы.
Сегодня мне хотелось бы написать несколько слов о молитве. Она должна быть нашим дыханием и в иное время, но тем более о ней стоит размышлять и практиковать ее в дни, выделенные для Бога – в Пост. 

Иногда нам кажется, что достаточно молитвы общественной, церковной. Либо тех правил, которые определены Церковью и Ее преданием: правила утреннего, вечернего, монашеского, ко Причастию. Но, между тем, последования молитвословий и богослужений, рекомендуемые Церковью, – лишь создание пространства: поэтического, смыслового и музыкального, настраивающего на общение с Богом. Общение же – всегда лично.
Бывает, что молитва – не обязательно слова. Ведь Бог понимает нас и без слов. Молитва – это и просто радость от раннего весеннего утра, с благодарностью обращенная к Богу. 
И воздыхание грусти. И любая другая эмоция, обращенная к Творцу по-детски, как ребенок смотрит большими и полными грусти или счастья глазами на своего родителя. Бог понимает нас без слов.
Для важного занятия стоит выделять самое продуктивное время. У каждого оно свое. Но скорее всего, большинству подходит утреннее время, когда ум свеж после ночного отдыха. В такие часы лучше всего учиться, писать тексты и, конечно же, молиться. Богу нужно отдавать лучшее, общению с Ним – лучшие часы. Это важно еще и потому, что в минуты максимальной концентрации проще всего сосредоточиться на молитве.
В молитве можно благодарить Творца.
В молитве можно, подобно преподобному Андрею Критскому, приносить сердечное покаяние. Но в молитве важно и просить.
Важно не потому, что тогда Бог обязательно воздаст за просьбы, а потому, что просьба важна для установления и роста взаимоотношений. Мы помним, что Господь прямо призывает нас “просить – и дастся”, “стучать – и откроется”. Конечно, Бог знает о всех наших нуждах лучше нас самих. И, конечно, он знает, как нам будет лучше, и устроит все именно таким образом.
Но в отношениях важно именно это пересечение двух воль. Моего желания, моей воли и Божественной воли, Его всеведения и Промысла обо мне. Они могут быть противоположны. Но вместе с тем, и то, и другое – свободы, пересеченные в небольшом промежутке пространства и времени. Ведь, помните, и Спаситель в Гефсиманском саду молился: “Господи, если возможно, да пройдет мимо меня чаша сия”, – прибавляя, – “впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет”.
Бог знает нас, знает так же, как все остальное, что Он создал. Но открывая Ему свои желания, мы становимся для Него личностями, потому как переходим из формы Его знания о нас в активное действие, направленное к Нему. Каждый отец знает, что лучше его сыну. Но когда сын просит, пусть даже то, что навредит ему, – выстраиваются взаимоотношения, диалог, взаимные претензии и взаимное же понимание друг друга. Поэтому так важно открывать перед Богом желания, просьбы и прошения. Важно быть настойчивым. Поэтому Господь и открывает двери перед теми, кто стучится не отступая.
И еще труд, особенно труд в храме, – тоже молитва Богу”.
Ректор МДА
